четверг, 26 августа 2010 г.

Шаги по кругу

Предисловие

Про Ланьшань и Тайцзи я уже рассказывал. Есть ещё один стиль, который временами изучают в нашей школе:) – Багуа Чжан. И тут у меня возникают некоторые затруднения. Если про Тайцзи я ещё худо-бедно мог сказать пару слов, потому что посетил-таки одну тренировку, то про Багуа знаю только понаслышке. Поэтому не вполне справедливо, по-моему, со знанием дела рассуждать о том, что основные особенности стиля – это высокая маневренность и поддержание «среднего уровня Цзинь». Мне ведь не доводилось наворачивать круги по залу. Поэтому о чём-то в таком духе читаем здесь.

Собрался было выложить видео – из разряда тех, на которых какой-нибудь дядька в свободной одежде демонстрирует свой шаг по кругу, но потом спохватился: что-то такое у меня уже было вот здесь.

Так что, по здравому размышлению, про Багуа я могу вещать только чужими словами. Чем и займусь с удовольствием:)

Интервью

Как-то давно прочитал на страничке Сергея Петрова в Контакте интервью с мастером Багуа. Оно оказалось очень интересным, учитывая, что в роли рассказчика выступал человек, самолично навалявший не одному десятку бандитов – Ма Чуаньсюй (он работал в Пекинском Управлении Общественной безопасности).
Думаю, словам такого мужчины можно доверять))

Дедовский способ

Мастер Ма стал учиться ушу ещё в детстве, о чём рассказывает так:

«Я начал изучать боевые искусства когда мне было 9 лет. Моя семья занималась шаолиньским ушу в течение многих поколений, и это был первый изученный мною стиль. Я не могу сказать, какое именно направление это было, так как в то время никто не обращал внимание на названия. Наша деревня была очень большой, и там был буддийский храм. Мой дедушка учился у монаха, который жил в этом храме. Я учился у отца, и он обучал меня не комплексам, а базе шаолиньского ушу – в основном растяжке и ударам ногами. Он был очень строгим учителем и часто бил меня палкой, если я не занимался усердно. Мне приходилось выполнять фронтальный мах прямой ногой так, чтобы носок касался носа или подбородка. Когда мне было уже за 30, я все еще мог очень быстро пройти под деревянной скамейкой, используя пубу. Скамейка была столь низкой, что моя грудь при движении касалась земли…»

Возможно, кто-то скажет, что это не гуманно, но глядя, как порой бесятся детки в зале, я кровожадно думаю, что здесь бы не помешала крепкая палка!

Чьё кунг фу лучше

Понятное дело, всяк кулик своё болото хвалит, и от мастера Багуа трудно ждать иных высказываний, но тем не менее:

«Мой отец сказал мне, что багуачжан – чрезвычайно эффективное боевое искусство, очень требовательное к ногам, но не так, как у шаолиньской базы. Он сказал, что то, что можно достигнуть практикой шаолиньского ушу, может быть также достигнуто практикой багуачжан, однако существуют навыки, которые можно получить только за счет багуачжан и нельзя получить за счет шаолиньского ушу. Мой отец также сказал, что багуачжан – это боевое искусство более высокого уровня, чем шаолиньское ушу, и что оно имеет наивысший уровень среди всех прочих боевых искусств…»

База - это наше всё

Для занятий Багуа (как, впрочем, другими внутренними стилями) важно иметь хорошую начальную подготовку.

«Что бы вы ни изучали – внутренние или внешние стили – первым делом надо развить гибкость ног и поясницы. Как только у вас есть этот базис – вы можете быстрее прогрессировать во внутренних стилях. Естественно, кое-что из этого базиса можно достичь и за счет практики только внутренних стилей, но на это уйдет больше времени. Внешний стиль можно рассматривать как сокращение пути изучения базы. Однако есть и различие – гибкость, которую вы получаете за счет практики багуа, приходит естественно в тренировочном процессе, и не может быть потеряна, в то время как во внешних стилях гибкость ног приходит от регулярной растяжки: как только вы прекращаете тянуться – гибкость снижается очень быстро, обычно через три месяца без практики гибкость сходит на нет…»

Кружим

Главное упражнение в Багуа – это хождение по кругу. У него есть три уровня: нижний, средний и верхний – в зависимости от высоты стойки, принимаемой в шаге.

«На нижнем уровне бедра и колени находятся на одном уровне, словно вы сидите на низком стуле. Я практикую хождение на нижнем уровне в течение часа без остановок. Мой сын тренировался в хождении на нижнем уровне шесть лет, по два часа каждый день, так что его мастерство в нижнем уровне приемлемо…»

Хождение по кругу открывает Малый небесный круг (Микрокосмическую орбиту) – ци особым образом движется в теле, последовательно проходя через энергетические центры.

Внутренняя работа

«Без Нэйгун все техники багуа никуда не годятся, и нет смысла их практиковать… Занимающиеся часто чувствуют, что упражнения в хождении очень скучны, и бросают их через некоторое время. Однако, как только Нэйгун развит, как только Малый небесный круг открылся, практика становится очень интересной…»

Внутренняя работа в Багуа заключается в том, чтобы открыть Малый, а затем Большой небесные круги. Это даосские понятия, информации по ним в Интернете много (тот же Мантек Чиа).

«Как только открыт Малый небесный круг, рот заполняется слюной, и во время практики вам удобно, словно вы лежите в воде… Вы не должны думать о ци во время практики. Малый небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваш Нэйгун достигает этого уровня. Однако за вашими занятиями должен наблюдать опытный учитель… [Также] вы должны открыть Большой небесный круг, чтобы ци могла достичь рук. Это тоже требует времени, и вам необходимо вначале думать – использовать Мысль, чтобы направлять ци в руки. Когда ци будет следовать вашей мысли, следующий шаг – достичь способности двигать ци без сознательного усилия. Тогда ци будет вести себя подобно ртути: как только вы ударите рукой, ци немедленно вытечет из даньтянь, пройдет сквозь запястье и достигнет руки. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая. Только после этого вы можете начинать изучение техники и движений багуачжан…»

Насяльник, секаса нам надо!

Согласно даосской традиции занятия сексом изрядно ослабляют мужчину, не позволяя ему достичь высокого уровня мастерства. Поэтому серьёзно занимаясь ушу, неплохо бы повесить замок на… гм, в общем, соблюдать целибат. О рекомендациях для женщин мастер Ма не упоминает)

«Мой учитель говорил мне с самого начала – если ты хочешь наработать истинное мастерство, ты должен жить как монах, давший обет безбрачия… Телу требуется одна неделя на восстановление после одного сексуального контакта, то есть на приведение тела в состояние, предшествовавшее контакту. Сто дней требуется для полного восстановления Изначального ци (то есть на восстановление до состояния, которое было вообще до каких-либо сексуальных контактов). Около трех лет требуется для открытия Малого небесного круга…»

Для тех, кто ведёт половую жизнь, но всё-таки засматривается в сторону Багуа, существует «семейный» вариант:

«Это не составляет большой проблемы, если практиковать на Среднем уровне – вы все равно наработаете внутреннее мастерство. Однако если вы решите практиковать Нижний уровень, вам придется остановить всякую сексуальную деятельность… Нижний уровень – это очень требовательная к телу практика, которую оно не сможет вынести. При практике Нижнего уровня вам нужно хорошо есть и хорошо отдыхать. Это как счет в банке. Если вы сняли оттуда 1 миллион долларов, а потом положили 1 миллион долларов – то все ОК. Если вы положили 1 миллион и 1 доллар, то у вас есть небольшое накопление – избыток энергии. Однако если вы положили только 990 тысяч, то окажетесь в долгу – ваше тело не сможет восстановиться после приложенных усилий. При этом, хотя ваши мышцы будут становиться сильнее, ваша внутренняя сила, внутренний потенциал, будет уменьшаться. Это легко распознается по голосу – слабый голос, не звучный и не чистый, иногда сопровождаемый кашлем, является симптомом низкого энергетического уровня. Метод Нижнего уровня наиболее подходит молодым, неженатым людям. В противном случае вам следует решиться на монашескую жизнь в течении трех лет… Чтобы приобрести истинное мастерство, нужно жить в безбрачии по меньшей мере шесть лет. Когда это мастерство достигнуто, вы все равно должны ограничивать число сексуальных контактов. 2-3 раза в неделю может разрушить ваше мастерство полностью… Ноги и поясница (низ спины) потеряют гибкость и силу. Есть много занимающихся боевыми искусствами, кто имел заметное мастерство в молодости, но постарев – еле ходит. Это вызвано интенсивным сексом… [Но] один раз в 2-3 месяца не является большой проблемой…»

Жесть как она есть

Рецепт обретения мастерства от Большебородого Ма:

«Я начал заниматься багуа в 1961, в течение шести лет я практически соблюдал целибат. В 5 часов я возвращался домой с работы, ел и немедленно шел на тренировку. Я возвращался с практики около 1 часа ночи, после 6-7 часов практики. Каждый день, без единого дня отдыха…»

По сравнению с былыми своими подвигами семидесятилетний Ма тренируется уже немножко:))

«Я встаю рано утром и занимаюсь три часа ежедневно. (Жена Ма добавляет, что он занимается ежедневно независимо от погоды, даже на Китайский новый год –
самый главный праздник в Китае)…»


Дальше не комментирую - и так всё понятно:)

Багуа и гуманизм

«Удар с дистанции неэффективен, так как он реально не повреждает противника. Самое худшее, что может случиться, это несколько синяков, которые можно залечить за несколько дней. Когда я бью противника, я хочу, чтобы он плевал кровью. Вот почему мы уделяем столько внимания нэйгун. Когда у вас есть Нэйгун, то если вы хотите травмировать противника - вы травмируете его, если вы хотите бросить его в воздух как мячик – вы можете сделать и это…»

Багуа и Тайцзи

«Да, я изучал шаньсийское тайцзицюань у моего учителя (Ли Цзымина); также я немножко научился у Гао Цзыина и у сына Бао Чжана – Хань Ланьюя. Когда вы действительно овладели одним боевым искусством, то очень легко изучать другие стили. Изучение сотен техник и комплексов бесполезно. Мы говорим: "Постиг одно – понял все" (и тун – бай тун)…»

О технике с оружием

«Все виды [оружия] важны и ни один на самом деле не важен. Самое важное это Гунфу – мастерство. Как только у вас есть мастерство – вы можете использовать все что угодно в качестве оружия. Нет смысла учить много комплексов с оружием – как только есть гунфу, изучать работу с оружием очень легко…»

Тяжело в учении…

«То, чему я учу своих учеников, зависит в основном от их уровня. Как я упоминал ранее, бесполезно учить много техник и комплексов если базис плох. Первые три года практики очень важны, так как нужно в кратчайшее время получить базис Нэйгун – должен открыться Малый небесный круг; однако для достижения высшего мастерства нужно лет десять. Под высшим мастерством я подразумеваю быть способным двигаться и реагировать естественно, без принятия каких-либо позиций или думанья об использовании какой-либо техники. Чтобы достичь высшего уровня нужно не только хорошо заниматься, но и быть одаренным: нужно быть интеллигентным, иметь сильное Усилие Понимания (Усин). Это также важно, как и практика. И то, и другое требуется, если человек хочет достичь высших уровней мастерства. Нужно быть "хорошим сырьем" чтобы стать истинным мастером ушу – быть даровитым, скромным, способным усердно тренироваться, иметь высокие моральные принципы. Если кто-то очень даровит, но является интриганом и мошенником, то он никогда не достигнет многого в боевых искусствах. Нужно быть искренним в практике, честным, быть заинтересованным в изучении боевых искусств, иметь истинную "боевую добродетель" (Удэ). Я не учу одаренных людей, если они не являются честными…»

Багуа все возрасты покорны

Ответ на вопрос о возрастном «пороге»:

«Самые старые [ученики] начали заниматься у меня когда им было по 40 и 50. Некоторые из них занимаются очень хорошо. Хотя их база ушу – понимаемая как гибкость и сила поясницы и ног – не идет ни в какое сравнение с детьми, но зато у них хороший прогресс в Нэйгун. Это вполне достаточно, чтобы хорошо применять багуа в бою…»

P.S.


Полный текст статьи содержит ещё немало интересных замечаний – но пост и так получился очень большим, не уверен, что до этих строк доберутся все потенциальные читатели)) Так что закругляюсь. А для тех, кто заинтересовался, статья выложена здесь. Рекомендую!

Комментариев нет:

Отправить комментарий