среда, 21 июля 2010 г.

Из Вьетнама с любовью

You know my name

Один из стилей, который изучают в Уцзимень - Шаолинь Ланьшань Цюань (Шаолиньский кулак лазурной горы).

Стиль создали мастера из Вьетнама, поэтому у него есть и второе название, на вьетнамский манер – Ламсон Куэн. Ламсон – лазурная гора, местность во Вьетнаме, где некогда подходила подготовка бойцов для освободительной борьбы с китайцами.

Поэтому в названии стиля отдана дань двум традициям: китайской (Шаолинь – легендарный храм боевых искусств) и вьетнамской, поскольку в этой стране родились и в дальнейшем практиковали мастера Ланьшань.

Ланьшань цюань относится к внешним стилям ушу.

История vs Легенда

Основатель стиля, Хан Бай, родился в 1889-м году в семье вьетнамского офицера. Приключения, выпавшие на долю Хана до того, как он открыл свою школу боевых искусств, очень похожи на истории других известных мастеров ушу – и здорово смахивают на китайский фольклор.

Юноша с детства изучал боевые искусства, но однажды шайка бандитов наглядно показала ему, что его кунг фу недостаточно хорошо. По счастливой случайности избитого до бесчувствия парня подобрал матёрый мастер ушу. Он выучил его всему, что знал сам. Хан Бай оказался способным учеником и вскоре превзошёл своего наставника. Тогда тот направил его с рекомендательным письмом к ещё более продвинутому учителю, чтобы он поделился с ним секретами своего мастерства.

Как водится, Хан Бай для начала решил проверить, насколько тот хорош, и при встрече без предупреждения ударил его… Оказавшись на земле, Хан Бай убедился, что ему ещё есть чему поучиться – и показал мастеру свои рекомендации. Мастер простил его (подумаешь, попытались ни с того ни с сего дать по морде на улице – с кем не бывает?:) и принял в ученики.

Хан Бай ещё больше усовершенствовал своё гун фу и отправился во вьетнамский город Ханой, где в 1918-м году открыл школу боевых искусств, которую так и назвал – «Школа боевых искусств Хана Бая».

Его методы отличались большой гибкостью, в обучении он исходил из индивидуальных особенностей учеников: кого-то тренировал жёстко, кого-то мягче, предпочитал не показывать много форм, а только несколько – внешне, быть может, не очень красивых, но зато самых эффективных.

Такой подход к делу принёс свои плоды: на крупных соревнованиях по ушу в 1936-м году победил представитель школы Чан Ван Нгиа.

Дальше


Хана Бай умер в 1928-м году, после него школу возглавляли его ученики. В середине 20-го века главой школы стал Хуан Ван Лыонг. Он переименовал стиль из «боевого искусства Хана Бая» в Ланьшань Цюань. В 1978-м году на смену ему пришёл его сын – Хуан Ван Тхо. Он значительно изменил стиль: добавил в технику элементы Хунцзя цюань, расширил раздел внутренней работы – нэйгун.

В Россию Ланьшань попал вместе с учеником мастера Тхо – Нгуен Вьет Хунгом. Поэтому Ланьшань относится с самому что ни на есть "настоящему" кунг фу, выученному не по книгам и фильмам, а переданным традиционным способом – от мастера к ученику.

Отсебятина

Ланьшань цюань – южный стиль ушу. Ему присущи все характерные особенности этой группы стилей.

Компактность. Многие уроки (таолу) в стиле можно выполнить на небольшом пространстве. Я пробовал тренироваться дома, у себя в комнате, и обнаружил, что 1,5-2 метра свободного пространства вполне достаточно, чтобы делать некоторые формы.

Длинный шаг вперёд – вот, пожалуй, самое большое перемещение в уроках, а вслед за ним следует точно такой же шаг назад. В итоге тот, кто выполняет форму, остаётся на месте. Это большой плюс: тренироваться можно практически где угодно, главное – расчистить себе метра два свободного пространства.

Высота стоек. Когда мы стоим в стойках (это базовое упражнение ушу) или выполняем какую-нибудь форму, в зале то и дело раздаётся недовольный голос тренера: «Подсаживаемся ниже!»:)

По-хорошему, высота стоек в Ланьшань должна быть такой, чтобы бёдра в приседе становились практически параллельны полу. Это иллюстрирует видео ниже. Стиль не ланьшань, но, похоже, тоже вьетнамский.



Преобладает техника рук. Техники, где используются удары руками, и в самом деле много: кулаки, ладони, локти, предплечья. В уроках ударов руками тоже большинство. Ударов ногами нет или очень мало – 1-2 на всю форму. Но в парной работе пока всё же чаще используются именно ноги: удары по нижнему уровню (если очень разойдёмся, то по корпусу) и броски. Спарринги «с руками» бывают значительно реже и, нацепив накладки, обычно не знаешь потом, куда себя девать – вроде и боксировать как-то неприлично для ушу, а классические применения рук вообще «не ложатся»))

Ссылки

Больше узнать о Ланьшань цюань можно здесь и здесь.

Подробная программа занятий опубликована на сайте школы. Недавно перечитал её во второй раз (первый был, когда только выбирал школу и ещё не ходил на занятия).

Не без удивления понял, что хоть наши тренировки порой выглядят полным хаосом – делаем то одно, то другое, то учим много нового, то месяц подряд не учим вообще ничего, тем не менее, программы мы придерживаемся довольно строго.

Оказалось, что за два с половиной года я познакомился примерно с третью техники школы. Ну что сказать, круто:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий