понедельник, 21 июня 2010 г.

Традиционное ушу


Невозможно с точностью назвать день и час, и даже век, когда в Китае возникло ушу. Вероятно, это был процесс весьма и весьма постепенный. Разрозненные знания об устройстве человеческого тела, ухватках и приёмах, позволяющих одолеть в бою противника – будь то животное или человек – объединялись в системы, положившие начало различным стилям ушу. На ранних этапах они включали в себя лишь физическую подготовку, необходимую для выживания в жестоких условиях старого мира – навыков защиты и нападения, обращения с холодным оружием. Гораздо позже ушу начало развиваться, как система воспитания духа, стало использовать такие философские системы, как даосизм и чань-буддизм.

И конечно, поскольку достоверных сведений о начале эпохи ушу не доставало, родились легенды:)

Кулак монастыря Шаолинь

Когда в шестом веке н.э. 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма пришёл в Китай, то увидел безрадостную картину: буддисты практиковали здесь, ставя на первое место ритуал, но начисто упуская самую суть традиции.

Бодхидхарма поглядел на это безобразие и засел в глубокую девятилетнюю медитацию в пещере неподалёку от монастыря Шаолинь в провинции Хэнань. Монахи так впечатлились его духовным подвижничеством, что попросили Бодхидхарму стать настоятелем монастыря, а их практика быстренько повернула в нужное русло:)

Буддийский патриарх от многолетнего сидения в пещере здорово ослаб. Чтобы восстановить свои силы, он использовал специальную систему упражнений, принесённую им из Индии вместе с идеями чань-буддизма. Заодно он обучил ей и других монахов – ведь тренировка тела и духа неразрывно связаны. Да и в провинции стало неспокойно: монахам нужно было уметь защитить себя от набегов разбойников. Так по легенде возникло шаолиньское ушу – основа внешних стилей в боевом искусстве Китая.

Кулак великого предела

Есть и другая легенда, которая рассказывает, как в 12-м веке даосский отшельник Чжан Саньфэн во время прогулки увидел противостояние птицы и змеи. Птица попыталась схватить змею за голову – и получила удар хвостом, нацелилась на змеиный хвост – и схлопотала «плюху» от змеиной головы, а когда захотела клюнуть змею в туловище, та сложилась пополам, и птице досталось и головой и хвостом одновременно! Побитая птаха улетела восвояси, а Чжан Саньфэн вынес из увиденного уникальные принципы боя, на основе которых создал стиль Тайцзи цюань («Кулак великого предела») Так было положено начало внутренним, неявным стилям ушу, в которых предельная мягкость, расслабленность и естественность движений позволяют побеждать соперников физически гораздо сильнее себя.

Дальше

Шли годы, на троне империи сменяли друг друга династии (Тан, Сун, Мин и иже с ними)). Ушу в зависимости от расположения властей то оказывалось «на коне» (его практиковала знать, видные военачальники и даже императоры), то уходило в глубокое подполье (начинались гонения на мастеров, появлялись тайные общества, где бережно сохранялись секреты ушу).

Немудрено, что в таком шатком положении ушу стало закрытым искусством, да и вообще, занятием довольно рискованным. Тем не менее, оно было широко распространено в средневековом Китае. Знания передавались от мастера к ученику, причём каждый уважающий себя мастер вносил свои усовершенствования, преподавал свою манеру боя – так возникло невероятное многообразие стилей ушу. Едва ли не в каждой захолустной деревеньке практиковали собственные стили, густо замешанные на приёмах боя «местного разлива». До современности дошли только некоторые из них – самые стойкие, жизнеспособные стили (порядка нескольких сотен).

В современном понимании школы боевых искусств – как формы передачи знаний – возникли в Китае на рубеже 16-17 веков. До этого традиция передавалась более узко: от отца к сыну в семейных кланах, от мастера – немногочисленным последователям.

Век 20-й

20-й век – пожалуй, самый знаковый в развитии ушу. Да и сведений о нём сохранилось неизмеримо больше, чем о всех прошлых веках истории ушу вместе взятых.

Ушу вошло в широкие массы, в начале века были проведены первые крупные соревнования между представителями разных школ и стилей. Появился сам термин «ушу»: «у» – воинское, «шу» – искусство, мастерство (до этого бытовало множество других названий: например, у-и, цюань-фа и др.).

В середине века возникла такая «игрушка», как спортивное ушу. Именно с тех пор ушу как боевое искусство стало традиционным. Оно утратило большую часть своего практического назначения – в конце концов, в современной армии навыки рукопашного боя даются лишь в дополнение к умению обращаться с огнестрельным оружием. Так что ушу – как искусство солдат, телохранителей, монахов, лишь с одним посохом путешествующих по опасным дорогам необъятной китайской родины, ушло в прошлое.

Нынешнее традиционное ушу – это в первую очередь, способ воспитания духа, укрепления тела, и в последнюю очередь – практика реальных поединков.

В современном Китае, да и в остальном мире широкое распространение получила формализованная гимнастика – спортивное ушу, и оздоровительные системы на основе внутренних стилей традиционного ушу (например, тайцзи). Монастырь Шаолинь нынче – большой аттракцион для туристов. В школах в горах Удан за плату проходят обучение все желающие. К сожалению, носителей подлинной традиции осталось не так много, а многие секреты и достижения ушу утрачены. Хотя и того, что осталось, хватает с лихвой. До сих ушу – это круто:)

З.Ы. Заглавное фото взято с сайта studia.edublogs.org.

Комментариев нет:

Отправить комментарий